Учителям

То, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.  
                                                                                                                        С. Фельдман
v                  Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать.
v                  Дети, враждою воспитанные, знают, как наказать.
v                  Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость.
v                  Много и часто стыдимые – с виною своей неразлучны.
v                  Те, кто воспитан терпимостью, постигают науку  терпения.
v                  Воспитанные ободряющим словом, умеют верить в себя.
v                  Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее.
v                  А воспитание справедливостью учит детей доверию.
v                  Дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу.
                   Одаренные дружбой, душевным теплом – находят в мире любовь.

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми 
Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстра­ненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся непло­хо, но отсутствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часто формальна. Негативные черты: эмо­циональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим-либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6-ого этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей - он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.
В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучать его, т. к. дли него главное, чтобы оставили его в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а приспособляться к ним.
1.      Не призывать к совести, не читать морали.
2.      Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно
анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисо­вать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в
руке нарисовать букет цветов и т. д. Страх сопряжен с любопытством
- помочь преодолеть эту стену.
3.      Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование
навыков изобразительной деятельности.
4.      Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
5.     Стимуляция психической активности, направленной взаимо­действие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке класс­ных мероприятий).
6.     Учитывать интерес к точным наукам - математике, физике и т. д.
7.     Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышле­ния до чувств и поступков.
8.      Отношения к ученику строить по методу: выделять его поведе­ние, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не от­вергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному кол­лективу.

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

1.            При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома,
больше времени готовиться к ответу у доски, делать предваритель­ные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2.            Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие после­довательно излагать материал.
3.            При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4.            Периодически проверяется усвоение материала по темам уро­ков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5.            В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается ат­мосфера благожелательности.
6.            В процессе изучения нового материала внимание слабоуспеваю­щих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных раз­делах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в ус­воении нового материала.
7.            В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школь­никам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечают­ся положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным раз­витием самостоятельности в учении.
8.            При организации домашней работы для слабоуспевающих школь­ников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домаш­них заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необ­ходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегруз­ки школьников


Рекомендации по работе с агрессивными детьми

1.            Агрессивные дети часто бывают вооружены.
2.            Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не исполь­зовать жаргонные и бранные слова — это не даст им права оскорб­лять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способ­ны.
3.            Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
4.            В открытую не бороться, т. к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
5.            Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
6.            Обсуждайте поведение только после успокоения.
7.            Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
8.            Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково воз­можное решение. «Имя... , ты расстроился, потому что ... . Ты мо­жешь переживать, не имевши права обижать других. Что нужно сде­лать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
9.            Пусть за что-то отвечает в школе.
10.        Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессив­ны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мело­чам на него.
11.        Нельзя угрожать и шантажировать, т. к. в какой-момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
12.        «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокой­ствием.
13.        Свое плохое настроение не разряжать на нем.
14.        Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя неко­торое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.


  документ