Методическая копилка

Имидж социального педагога
В наши дни одни лишь профессиональные педагогические умения и навыки не обеспечивают социальному педагогу достижения вершин мастерства в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже.
Имидж - в переводе с английского, означает образ. Именно созданием индивидуального обаятельного образа человека занимаются имиджмейкеры. Многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния - считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми. Социальным педагогам, чья деятельность реализуется главным образом в общении, проблема имиджа имеет особо важное значение.
Как показывают отечественные исследования и практика зарубежного опыта,  подтверждает положение: имидж делового человека, в данном случае мы рассматриваем социального педагога, - мощное психологическое средство, оказывающее эффективное воздействие на его подопечных и на самого специалиста.
85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника. Если ваша внешность привлекательна, вам легче склонить на свою сторону собеседника или аудиторию. Точно так же можно оттолкнуть от себя людей неприглядным видом. Поэтому огромное значение в создании положительного имиджа социального педагога играют его внешность, прическа, одежда, у женщин - макияж.
Классический стиль всегда говорит о хорошем вкусе. Одежда должна быть простой, но отличного качества.
Важным является выбор цвета одежды. Специалист в области имиджелогии Л. Браун [9] советует не использовать в деловой одежде белый, черный и красный цвета. Предпочтительнее сдержанные тона. Глазу бывает сложно объединить крайние цвета цветового спектра. Темные - поглощают свет, зрительно уменьшают изображение, могут угнетающе действовать на психику, поэтому таких цветов следует избегать при публичных выступлениях, например, на совещании, конференции, в суде. Светлые цвета, напротив, отражают свет и зрительно увеличивают изображение. Некоторые цвета, например красный или оранжевый, «вибрируют». Желтый и зеленый бросают неприятный отсвет на кожу.
Выбирая одежду для выступления или телеинтервью, предпочтение следует отдать цветам, которые находятся в середине спектра.
Наиболее выигрышными считаются серые, голубые, жемчужные тона. Синий цвет также считается одним из наиболее приятных цветов спектра, он хорошо сочетается с голубоватыми и серыми тонами.
Некоторые оттенки зеленого цвета, например нефритовый или оливковый, тоже могут выглядеть удачно, в отличие от ярко-зеленого или желто-зеленого цвета. Цвет красного вина, бордо, дымчато-розовый - удачные, визуально благоприятные оттенки красного цвета. Их успешно можно использовать в деловой одежде. Глубокий шоколадно-коричневый цвет к лицу людям с темными волосами, темными глазами и смуглой кожей. Нейтральными, вполне приемлемыми,  счита­ются светлые оттенки коричневого.
Как показал опрос, люди предпочитают видеть женщину - социального педагога в темном платье, в костюме со светлой блузкой или шейным платком. Женщина - социальный педагог, по мнению опрошенных, должна выглядеть несколько консервативно. Цветами престижа были названы темно-синий, серый, бежевый. Специалисты по имиджу советуют женщине, независимо от ее семейного положения, носить обручальное кольцо. Кроме этого, из украшений допускаются тонкая золотая цепочка, нитка искус­ственного жемчуга, небольшие броши, клипсы «под жемчуг».
Обратите внимание на то, что у многих популярных личностей есть некие неотъемлемые детали одежды, которые стали как бы их визитными карточками. Это может быть определенный покрой воротничков, деталь костюма и многое другое. Такая находка в образе может стать вашей отличительной особенностью, ненавязчиво подчеркнуть индивидуальность. Ведь именно индивиду­альность так ценится в хорошем имидже.
Среди социальных педагогов есть немало мужчин. Огромное значение в одежде мужчины принадлежит галстуку. Выбор цвета и рисунка галстука - проявление индивидуальности делового мужчины. Галстук может многое рассказать о его владельце. Следует избегать галстуков броских рисунков, клетчатых, в горошек, ярких расцветок, из блестящих материалов. Выбирайте спокойный нейтральный галстук. Специалисты советуют относиться к выбору галстука как к возможности подчеркнуть цвет глаз. Например, человеку с голубыми или серыми глазами хорошо иметь несколько галстуков в графитово-сине-серых тонах. Темные глаза можно удачно подчеркнуть бордовым, винного цвета или темно-синим галстуком.
Часы, кольца не должны быть вызывающими. Если вам нравятся подобные украшения, оставьте их для того, чтобы носить в свободное от работы время. Избегайте носить цепочки. Даже голливудские звезды не надевают их, выступая на телевидении или перед аудиторией в расстегнутых рубашках.
Внимательно отнеситесь к выбору обуви. Обувь желательно иметь темных расцветок, в тон костюму, удобную и по возможности дорогую. Социальному педагогу - женщине не рекомендуется носить туфли на высоком каблуке. Уместным будет средний, устойчивый каблук.
Важным для женщины - социального педагога является макияж, который не должен быть избыточным, вызывающим. Он должен лишь подчеркнуть ваши достоинства и слегка затушевать недостатки. Хороший макияж тот, который незаметен. Избегайте ярко-красной, оранжевой, красно-фиолетовой помады. Выбирайте для грима естественные натуральные цвета. Если вы нашли для себя удачный макияж, придерживайтесь его, не отвлекаясь на модные в сезоне оттенки. Вообще выглядеть остро модной деловой женщине не рекомендуется. Немного придержите новинки сезона, не торопитесь быть в числе первых модниц.
Прическа играет важную роль во внешнем облике социального педагога. От мужчин требуется содержать волосы опрятными, чистыми, хорошо подстриженными. Седина в волосах мужчины может выглядеть изысканно. Допустимы ухоженные усы и борода.
Женщинам обычно труднее подобрать удачную стрижку. Имиджмейкеры рекомендуют деловой женщине носить волосы средней длины. Они не должны быть короткими, как у мужчины, и слишком длинными, ниже плеч. Не следует делать сложные прически. Уместной будет простая стрижка, такая, чтобы создание прически не занимало много времени. Седину следует подкрашивать. Избегайте при этом ненатуральных, ярких цветов краски для волос.
Многие профессиональные социальные педагоги своим успехом обязаны в первую очередь голосу. Так же, как и о внешнем виде, люди составляют свое суждение о голосе в течение нескольких секунд. Ваш голос должен содействовать ему вашей успешности.
Некоторые компании за рубежом посылают своих сотрудников на семинары и частные курсы по постановке голоса. Там профессионально ставят правильное произношение, четкую артикуляцию. Подопечные будут охотнее слушать социального педагога, если у него приятный голос. Не важно, какой голос вам достался от рождения. Благодаря систематическим упражнениям, вы можете избавиться от акцента, гнусавых звуков, научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки. Что может быть хуже в начале деловой беседы, чем невнятно произнесенное имя клиента?
Опросы показали, что потенциальные клиенты предпочитают иметь дело с социальным педагогом, который выглядит уверенным в себе и успешным во взаимодействии со своими подопечными. Это находит свое выражение и в одежде, и в речи, и в манерах, пластике, поведении. Все это составляющие положительного имиджа социального педагога.
В профессиональной деятельности социального педагога немаловажное значение имеет общение с представителями средств массовой информации. Социальному педагогу они бывают необходимы, если возникает потребность быстро распространить определенную информацию, создать определенное общественное мнение, а также для собственной рекламы. Поэтому нужно стремиться к налаживанию хороших отношений с прессой, к использованию ее возможности для того, чтобы воздействовать на людей. Однако следует быть готовым к тому, что и вас будут использовать в своих целях. Ведь всем журналистам нужны интересные факты.
Если вам предстоит пресс-конференция, подготовьте заранее заявление, которое вы можете распространить или зачитать. Постарайтесь предугадать вопросы, которые вам зададут, и четко сформулируйте на них ответы. Однако нужно быть готовым и к неожиданностям. Поблагодарите человека, задавшего вам трудный вопрос. Постарайтесь продемонстрировать уверенность в себе и, по возможности, благоприятный отклик на суть проблемы, поставленной в вопросе. Заранее выпишите цитаты, которые вам могут понадобиться.
Работа над собственным имиджем может сыграть положительную роль в профессиональном становлении молодого специалиста и повышении успешности в деятельности специалиста со стажем.
Литература
Аграшенков А.В. Психология в таможенном деле. СПб., 1995.
Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
Браун Л. Имидж - путь к успеху. СПб., 1996.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1985.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.Петрова Е.А., Коробцева Н.А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. М.,1998.
Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
*       Карта учета несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении. Подробнее...
*       Обследование социально-дезадаптированного несовершеннолетнего. Подробнее...
*       Анкета "Лидер ли я?" Подробнее...
*       Анкета для подростков и молодежи. Подробнее...
*       Тест "Как у вас соотносятся сердце и разум?" Подробнее...
*       Тест "Добрый ли ты человек?" Подробнее...
*       Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка. Подробнее...
*       Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи. Подробнее...
*       Тест - анкета самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья. Подробнее...
*       Тест "Любят ли вас окружающие?" Подробнее...
*       Анкета "Я и ценности моей жизни" Подробнее...